Фахреттин Паша в Королевстве Неджда и Хиджаза

Ali Nuriyev
3 min readApr 3, 2018

--

Очень интересную информации о деятельности Омара Фахреттина Паши Тюрккана, легендарного “Льва Пустыни”, защитника Медины в годы Первой мировой войны, нашел Омар Фарук Топал, турецкий историк, работающий с американскими архивами в Нью-Йорке. Согласно найденным документам, в 1930 году Мустафа Кемаль послал Фахреттина Пашу с секретной миссией в Аравию, по просьбе Абдуль-Азиза ибн Сауда. Основной целью миссии было создание местной жандармерии в Неджде, по образцу турецкой жандармерии. Фахреттин Паша был избран для миссии отнюдь не случайно. Он прекрасно говорил по арабски, и более того, во время мединской осады уже обращался к Ибн Сауду с просьбой о помощи (об этом вспоминает в своих мемуарах его адъютант Наджи Кашиф). Ибн Сауд тогда на помощь не пришел (наоборот, он поддержал британцев, хотя и не так активно, как Хашимиты), но связи остались.

Вместе с Фахреттином в Неджд приехали еще 4–5 офицеров, хорошо говорящих на арабском языке. Все они заняли высокие посты в вооруженных силах Неджда, а их содержание оплачивал золотом Ибн Сауд. Именно об этом и сообщает военный атташе США в Стамбуле полковник Эллиот (J.D. Elliot), в отчете, найденном Топалом. Эллиот сообщает, что Фахреттин Паша очень крепко утвердился при Ибн Сауде, и фактически ему подчинялись все офицеры Неджда.

Кроме Неджда, Фахреттин Паша также был направлен с миссией в Йемен. Пока он находился в Йемене, из Анкару в Недж со специальной миссией приехал Эдип Сервет Бей — отставной полковник генштаба, депутат меджлиса от Стамбула, близкий друг Мустафы Кемаля (Эллиот, кстати, везде называет Кемаля эпитетом “Гази”), происходивший из старинной и уважаемой анатолийской семьи. Его целью было установление крепких связей между Недждом и Анкарой.

Упоминается также некий Хассан Чандари из Йемена, служивший специальным курьером между Йеменом, Недждом и Анкарой. Эллиот упоминает, что он встречался в Ялова с Кемалем. Миссия была абсолютно секретной, и турки старались держать ее в тайне.

Эллиот утверждает, что и у турецкой военной мисии в Неджд, и у делегации в Йемен была по сути одна важная цель — подорвать влияние британцев на Неджд и Йемен. Кроме того, он упоминает, что турки через эту миссию поставляли оружие и аммуницию Ибн Сауду, и что многие бывшие османские офицеры теперь служили в различных военных группах в Неджде и Йемене.

Эта крайне важная, и неизвестная ранее (по крайней мере для широкой турецкой общественности) информация позволяет взглянуть совсем другими глазами на роль кемалистской Турции на Ближнем Востоке. Вопреки более позднему мифу, Турция не самоустранилась с Ближнего Востока, повернув на Запад. Отнюдь, как замечает профессор Зекерия Корсун, с 1925 года Турция и Саудиты (тогда еще это было Королевство Неджд и Хиджаз) установили очень теплые отношения. В 1929 году был подписан турецко-саудовский договор, а Ибн Сауд начал получать оружие от турок. Фахреттин Паша путешествовал с важной миссией по местам своих сражений через дюжину лет после анти-османского Арабского восстания, и организовывал для арабов жандармерию по турецкому образцу, борясь с влиянием Британии. Это похоже не на самоустранение, а на продолжение борьбы уже иными, доступными средствами. Кажется, даже у современных “неоосманов” ничего похожего нет.

Ну и до чего же на это фоне выглядят смешными турецко-арабские историко-националистические споры, со взаимными обвинениями в предательстве, вызванные именно фигурой Фахреттина Паши.

--

--

Ali Nuriyev
Ali Nuriyev

Written by Ali Nuriyev

History, religion, politics and culture in the Wild Fields and beyond. White Man’s Burden wearing a fez.

No responses yet